|
ЧТО
ТАК ЖАЛОБНО ПОЮТ?
В меру
трезвые размышления о текстах ТЕМНОЙ
ПАДИ
Этот небольшой обзор посвящен текстам группы "Темная падь". Рассмотрены "последние" тексты песен группы, которые уже представляют некое тематическое, стилистическое, эмоциональное единство - стиль группы. Поэтому я не обращался к текстам "ранних" (в кавычках, потому что группа ранний период еще не преодолела) песен ("Услышь меня", "Меломан"…).
Анализ касался только идейной, мировоззренческой стороны текстов без разбора образности, стилистики и пр.
"Жутко мне" передает настоящее экзистенциальное мироощущение (оно свойственно всему творчеству Дарьи Павловой). Герой песни, одинокий и стоящий на краю бездны, это человек, многое познавший и клейменный этим знанием ("Знаю сам - / Это страшная печать"), а потому обреченный на одиночество. Герой устал и разочаровался в поиске, тем более что знающего о мире мир страшит ("Жутко мне! / Или может все равно"). А страшит мир потому, что в очередной раз обманет: нет абсолютного знания - это, видимо, главное, что понял герой ("Я не верю / В лотерею и руно"). А чего ищет уставший испытующий ум? Забвения: "Сон - мой друг, сон - мой вечный господин!"
"Армагеддон". Сюжет библейский. Но библейское ли содержание? Обратимся к началу текста: "Жалость? Куда там! / Кончилась правда…" Что есть правда? То есть что означает слово "правда" в данном тексте? Ясно, что правда здесь не истина (в христианском значении), поскольку Истина должна явиться только после Армагеддона. Сюжет текста - буйство нечистых (левых) сил. Тогда, возможно, "правда" - время "правого" мира, время праведников. Правое как гармоничное, левое как стихийное.
Библейский Армагеддон - это великая битва добра и зла. В тексте Дарьи это - массовая агония нечистых, сегодня праздник ("смерть в белом платье"), а завтра - хоть потоп! То есть получается, что темные силы осознают свою обреченность - и тупо пакостят, пока еще можно! Кажется, так…
Но дадим слово самому автору:
"Армагеддон. Нет, совсем не черные силы мечутся и уничтожают все вокруг. Это на примере того, что Бог сам уничтожил Содом и Гоморру (причем не весьма гуманно). А так как наш мир уже схож с этими городами, сюжет вполне повторим, и автор (т. е. я) в песне представляет, как это может произойти. Сын Господа уже дал шанс человечеству, возродил его после Армагеддона, дал им "ковчег", но я намекаю на то, что если люди напросятся еще на один Армагеддон, то он уж точно для них окажется последним! Автор уже представил себя в эпоху предпоследнего Армагеддона, в эпоху предпоследнего человечества, а теперь он представляет себя и мир в эпоху последнего Армагеддона и последнего человечества, и он один из последних".
Вот как все, оказывается... сложно.
С "Молотом ведьм", кажется, все ясно и без особых комментариев. Якобы невинные, обвиненные в колдовстве обличают папу Римского - настоящего представителя сил зла. В общем, история старая, и ничего своего / нового Дарья в нее не добавила.
"Темным господином" - классическая история о разлученных возлюбленных, но конфликт здесь имеет бытийную природу. Герой потерял ориентиры в мире ("Вокруг все зыбко: / Тебя нет рядом!"), и мир в целом - сплошной хаос ("Ведь когда-нибудь кончится это смятенье (очень важное здесь слово!), / И когда-нибудь кончится эта война!"). Мир, что вполне естественно, враждебен героям (+ классическое противопоставление мы-они): он мешает им соединиться - восстановить гармонию ("Пусть их вето (?запрет на существование, любовь…) покрыло плесенью стены, / Нас с тобой поглощая горечью дня").
Заметим, что сюжет развивается по почти (!) булгаковской схеме: миром правит "лукавый" и герой, чтобы найти возлюбленную, становится "темным господином". Но! Либо наш автор пессимистичнее Булгакова, либо мир, созданный этим автором, так устроен, что по-другому просто не может быть. Герою песни дано лишь искать ее "в кругах дорог"! А "круги дорог" это нечто похуже лабиринта: из лабиринта есть выход, круг - замкнут!
Попутно отметим, что время в текстах Дарьи Павловой замкнуто. Это некий временной вакуум, из которого вырваться невозможно. Это застывшее или повторяющееся (т. е. в любом случае всегда одинаковое) время. Это похоже на существование после Апокалипсиса (и Армагеддона!), когда времени не будет. В общем, жутко, господа!
Говоря о "Темным господином", неслучайно вспомнился Булгаков: есть два текста, напрямую отсылающих к роману "Мастер и Маргарита" - "Крем Азазелло" и "Как Воланд говорил".
"Крем Азазелло". Крем Азазелло - возможность / способ вырваться из круга (рутины!) повседневности и преодолеть себя.
Текст "Как Воланд говорил" - рифмованный Булгаков. Текст о тщетности нашего пребывания на земле и об ограниченности человека (интеллектуальной, физической, в управлении судьбой…). Но вопрос! В чье маске мудрый автор? Чья маска позволяет обличать и учительствовать? Если не Воланда (герой его цитирует, но не отождествляется с ним: "Как Воланд говорил"), то… К сожалению, такая позиция напоминает "подпольного человека" Достоевского. Что не есть хорошо (?)
Главная идея песни "Мятеж" - око за око, ну и т. д. "Связан крепко надзирателем. / Видишь его грозный взор? / Ты и сам был наблюдателем, / Оглашая приговор". А мятеж - это норма, это закон жизни, восстанавливающий справедливость. Но что общего между монархами и мятежниками? Их объединяет смерть: она правит балом, она вечна. Ох, жутко, господа! Жутко!
Эмоциональную сторону текстов Дарьи Павловой определяет вызов (обличения, обвинения), что норма для рок-поэзии. Лирический герой всегда противопоставлен миру, не доволен миром. И он же (почему-то) обладает правом судить и обвинять. Это можно назвать романтическим мотивом избранничества. Но кем избран герой, выразителем какой истины он является? Не знаю. Пока.
ANTIVERSUS
Опубликовано: 13.07.06.
|